[sape_tizer]

Рисование бордюров

Рисование бордюровРисование бордюров

Упражнения по рисованию бордюров эффективно формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память.

Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к занятию.

Характерная особенность бордюров заключается в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому начинать рисование ребенок может не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки и т.д. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на следующем занятии. Работа с бордюрами состоит из двух этапов.

Первый этап — обучающий. Сначала логопед объясняет детям, как рисовать каждый вид бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Это достаточно длительный процесс, поскольку именно техника выполнения бордюра развивает указанные выше мыслительные операции. При ее нарушении рисование бордюров теряет свой развивающий и корригирующий эффект.

Второй этап — самостоятельного выбора. После того как ученики усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут сами выбирать какой-то из них для рисования. Ребенок может использовать один или несколько цветов, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша на бумагу). Важно, чтобы он использовал те цвета, которые ему нравятся. Здесь логопед не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают его друг другу. В работе с учениками 3-го и 4-го классов можно усложнить элементы бордюра: не закрашивать клеточки в тетради, а нарисовать какие-нибудь геометрические или другие фигуры (круги, овалы, простейшие детали растительного орнамента — листочки, яблоки и т.д.). При этом дети сначала рисуют бордюр из чередующихся фигур, а потом закрашивают их одним из предлагаемых способов.

Ленточный бордюр

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек. Он кладет перед собой все свои карандаши, выбирает любой из них, закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и возвращает карандаш на место. Затем берет другой карандаш и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т.д. (рис.1).

Упражнения по рисованию бордюров эффективно формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память.

Ритмический бордюр

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем. Но число карандашей всегда должно быть несколько больше, чтобы у ребенка была возможность выбора цвета.

Например, для шестицветного бордюра перед ребенком кладут семь или более карандашей. Он берет в одну руку шесть карандашей любых цветов, которыми будет работать. Взяв из руки карандаш, ребенок закрашивает одну клеточку, после чего возвращает карандаш обратно в руку. Затем берет карандаш другого цвета и закрашивает следующую клеточку — и так все шесть клеточек в определенной последовательности. Затем ребенок повторяет получившееся чередование цветов в той же последовательности и так же беря по одному карандашу из руки и возвращая его обратно. Если возникает необходимость прервать работу, не закончив строки, то сделать это можно только после окончания цикла из шести цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек (рис. 2, заштрихованная клетка обозначает начало цикла).

Карандаши из руки кладутся на стол только по окончании работы как знак ее завершения.

Рисование бордюровНа первом этапе ученики закрашивают по одной клеточке, на втором — они могут раскрашивать одним цветом подряд несколько клеточек, число которых определяют по своему желанию.

Бордюр «Змейка»

Для этого бордюра количество цветов выбирается так же, как и в предыдущем варианте (кратное трем). Он состоит из двух рядов ритмического бордюра. Первый ряд выполняется точно так же, как в ритмическом бордюре, а второй — в обратном направлении, справа налево, от конца строки к ее началу, с соблюдением заданной последовательности цветов (рис. 3).

Рисование бордюров

Ступенчатый бордюр

Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки (или начиная с любой клетки строки), рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек. Затем пропускает справа две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строчки. После того как все лесенки будут нарисованы, дети закрашивают их разными цветами (рис. 4).

Рисование бордюров

Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше данного в образце. Получается рисунок, который похож на орнамент, но таковым не является. На концах строчек образовались пустые места, которые нарушают логику орнамента. Учитель помогает ученикам представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усеченном виде. Дети заканчивают лесенку самостоятельно (рис. 5).

Рисование бордюров

Полифонический бордюр

На первом этапе дети, нарисовав первую строчку ритмического бордюра, приступают к рисованию второй — вверх или вниз. При этом последовательность цветов смещается вправо или влево на одну клетку. И так от строчки к строчке. По мере обучения цвета можно сме­щать вправо на две, три клетки.

На втором этапе дети могут по своему желанию смещать клетки вправо или влево. Смещение в каждом ряду может быть разное, его определяет сам ребенок. Например, во второй строке цветовой ряд можно сместить на одну клетку вправо, в третий — на одну клетку влево, в четвертой на одну клетку влево и т.д. Количество строк определяет ученик или учитель (рис. 6).

Рисование бордюров

Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево — сначала одна строчка, затем другая и т.д. Не следует позволять ученикам рисовать их столбиками сверху вниз или снизу вверх.

Ступенчатый бордюр дети рисуют простым карандашом сверху вниз, но раскрашивают цветными карандашами обязательно по горизонтальным строчкам.

Интересно почитать: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Логопедические рифмовки

Методические рекомендации логопеда для родителей

Учим говорить самых маленьких

Как правильно учить ребенка читать?

Логопедические игры на прогулке

Игры для обучения чтению детей

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок