Роль дидактических пособий в организации и повышении эффективности работы учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития

Роль дидактических пособий в организации и повышении эффективности работы учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребенка.Но речь лишь того полноценное средство общения, когда сформированы или скорригированы все ее структурные компоненты.

Как правило, дети с ЗПР пассивны в общении. Причины этой пассивности прежде всего в недостаточности эмоционально-волевой сферы, приводящей к ослаблению побудительных мотивов речи, нарушению внутренних устремлений.

Но всё же у детей данной категории постепенно формируется более сложная форма речи – монолог. И возникает он как раз вследствие желания поделится своими знаниями, мыслями, чувствами, а также добиться понимания и адекватной оценки со стороны окружающих. Таким образом, мотив для формирования связного монологического высказывания есть, но нет еще умений. Детям трудно составлять даже короткое связное высказывание, их эмоции не находят своего проявления, потребность в обмене полученной информации остается неудовлетворительной. Налицо противоречие.

Поэтому главная цель логопеда – формирование у детей умения связно, логично выражать свои мысли, составлять рассказы, а также пользоваться невербальными средствами общения для того, чтобы стать полноценными участниками коммуникативного процесса. Для реализации комплексного подхода к решению речевых задач и задач по социализации предлагаю оснастить педагогический процесс необходимым оборудованием и разделить его на несколько групп.

Первая группа – пособия, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, т.е. на формирование умений правильно и точно воспринимать эмоциональное состояние, дифференцировать их и адекватно на них реагировать, а также на воспитание эмоционально выразительной речи. Можно выделить 6 эмоциональных состояний, доступных возрасту: радость, грусть, испуг, злость, удивление и спокойствие. Далее, представить эти состояния в графическом изображении:

— пиктограммы;

— сюжетные картинки;

— сказочные герои.

С их помощью дети учатся распознавать эмоциональные состояния по лицу главных героев, ситуации, а также подбирать нужную голосовую интонацию, жесты, мимику для передачи чувств в соответствующей ситуации. Параллельно проводится работа по обогащению эмоциональной лексики.

Вторая группа – пособия, используемые для развития лексико-грамматического строя речи, помогающие формировать «языковое чутье».

Используются схемы:

— относительных прилагательных: «Какой сок (суп, компот)?»;

— притяжательных прилагательных: «Чей хвост (уши, морда)?»;

— глаголов: «Кто как передвигается?»;

Кроме этого, используются:

— схемы предлогов;

— схемы модели для составления предложений различных конструкций: «Составление предложения (с предлогами и без них)»;

— «фразовый конструктор» — адаптированная игра для обучения составлению предложений различных конструкций.

В дальнейшем дети смогут самостоятельно подобрать самое точное слово, выбрать подходящий грамматический оборот, услышать ошибки в речи окружающих и исправить свои собственные. Таким образом, они учатся более грамотно излагать свои мысли. Слушающий понимает ход их мыслей. Предотвращаются коммуникативные неудачи.

Третья группа – мнемотаблицы для обучения пересказу литературных произведений.

—  «Расскажи сказку по таблице».

— «Расставь по местам» (своеобразный картинный план).

Пересказ оказывает заметное влияние как на речевую деятельность, так и на мотивационно-эмоциональную сферу ребенка. Литературные произведения заставляют волноваться, сопереживать персонажам, помогают познавать окружающий мир через чувства. Ребенок откликается на события и явления, выражая свое отношение к ним. У него возникает желание запомнить и пересказать услышанное, поделиться с окружающими своими знаниями.

После прочтения произведения и последующего обсуждения предлагается модель, выступающая в виде плана. Мнемотаблицы помогают детям передавать содержание литературного произведения, а проведенная предварительная работа позволяет наиболее точно передавать эмоциональную окраску произведения.

Обучение детей пересказу с опорой на мнемотаблицы подготавливает их к школьному обучению. Они учатся составлять план своего ответа, развивают самоконтроль и саморегуляцию: следят за тем, что они уже рассказали и что им еще предстоит рассказать

Четвертая группа – алгоритмы для составления рассказов.

— «Расскажи о времени года».

— «Расскажи о животном».

— «Сравни двух животных».

— «Составь рассказ (об овощах, фруктах, одежде)».

Самостоятельное составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Алгоритм выступает в качестве помощника, подсказки, создавая ситуацию успеха: у детей преодолевается неуверенность в своих силах, они учатся выделять главное в своем рассказе, отделять его от второстепенного. Их рассказы становятся логичными и последовательными, а сами дети более общительными, интересными собеседниками. Применяя свои умения в различных бытовых, жизненных, проблемных ситуациях, они могут привлечь к себе внимание интересным рассказом и заслужить уважение товарищей.

Пятая группа – мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

— «Звери в лесу».

— «Осень».

— «Где спит рыбка».

— «Снежный кролик».

Стихотворения находят эмоциональный отклик у детей. Им нравится ритмический рисунок, мелодика. Но память у детей с ЗПР очень слабая, они плохо запоминают стихи. Применение мнемотаблиц делает эту работу эффективной. По возможности необходимо иллюстрировать каждую строчку стихотворения и подбирать пиктограммы с изображениями эмоциональных состояний героев. Для усиления эффекта можно применять и натуральные предметы с целью активизации чувственной памяти (тактильной).

Дети обыгрывают, инсценируют стихотворения, выступают с ними на праздниках, что способствует преодолению застенчивости, появлению уверенности в своих силах, помогает осознать необходимость в себе и друг в друге.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок