[sape_tizer]

Состояние психомоторной сферы и речи у детей 2 – 3 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

нарушение речевого развития у детейСостояние психомоторной сферы и речи у детей 2 – 3 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Согласно современным научным представлениям нарушение речевого развития у детей – одна из форм сложного когнитивного дефекта, включающего избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессов.

Расстройства речи могут возникать вследствие поражения центрального и периферического, необходимого для управления двигательным механизмом речи, отделов нервной системы. К этой группе расстройств относится дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (мышц языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки). Значительные дизартрические расстройства могут возникать при поражении пирамидной, стрио-паллидарной и мозжечковой систем.

Среди факторов, способствующих возникновению дизартрии, выделяют различные неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. К ним относят внутриутробную патологию (инфекции, интоксикации, эндокринные и метаболические нарушения, травмы), родовые травмы и асфиксии, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, наследственные болезни.

По данным ряда авторов (Е.Н. Винарская, М.И. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Мартынова и др.), наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Условно выделяют три ее степени: легкую (стертую), среднюю и тяжелую. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии может диагностироваться как один из симптомов минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Легкую степень псевдобульбарной дизартрии некоторые исследователи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) рассматривают как временное обратимое состояние, приводящее к несформированности всех сторон речи, задержке темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития). Закономерности формирования речи детей при задержке речевого развития (ЗРР) соответствуют нормальному онтогенезу, но отмечается отставание от принятых нормативных показателей. Л.С. Цветкова рассматривает ЗРР как системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы и требующее воздействия не только на симптом (речевое расстройство), но и на причину и механизм недоразвития.

Ранняя диагностика ЗРР включает обследование моторной сферы, речи и психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления); тщательное неврологическое обследование, которое позволяет определить такие типы задержки, как специфический (церебрально-органический, связанный с повреждением нервной системы) и неспецифический, обусловленный замедленным темпом созревания мозговых структур без неврологической симптоматики (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова).

Специфическая задержка развития характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания.

Неспецифическая задержка развития легко преодолевается путем ранней стимуляции. Кроме ЗРР, у детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.

Исследователи отмечают вариативность проявлений и степени выраженности ЗРР, недостаточность общей, мелкой и артикуляционной моторики, отставания в развитии психологической базы речи и эмоционально-волевой сферы. О.Е. Громова выделяет несколько видов ЗРР: неосложненный вариант (отмечается отставание только в речевой сфере); ЗРР при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной); грубая ЗРР при парциальных нарушениях в других сферах; ЗРР в структуре сложного дефекта.

В раннем возрасте дифференциальная диагностика ЗРР затруднена значительной вариативностью нормального речевого онтогенеза, влиянием социального окружения на развитие речи (взаимоотношения в диаде «мать – дитя», психолого-педагогические аспекты семейного воспитания), сходной симптоматикой различных нарушений. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей ребенка, социальной недостаточности.

При раннем адекватном лечении детей с поражением ЦНС (в возрасте не позднее 4 – 6 мес.) возможно восстановление их психического и соматического здоровья к 2 – 3-летнему возрасту. После 12 – 18 мес. полное выздоровление возможно лишь в редких случаях. В сложившейся системе здравоохранения и образования 68% родителей обращаются за специализированной помощью по достижении ребенком 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что более 50% выпускников детских садов не имеют достаточного уровня развития психических функций, необходимого для успешного обучения в школе. В результате патологии ЦНС в младенческом и раннем возрасте, биологической недостаточности определенных мозговых систем, возникшей на их основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к незрелым психическим функциям, у детей возникают трудности в овладении навыками письма, чтения, счета. Кроме того, отмечаются недостаточность анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.) и дискоординация их взаимодействия.

В школьном возрасте нарушения высших психических функций проявляются расстройствами внимания, ослаблением памяти, отставанием в речевом развитии, снижением когнитивных способностей, ограниченностью сведений об окружающем, недоразвитием словесно-логического мышления, снижением любознательности и мотивации познавательной деятельности. Кроме того, отмечаются недостаточность целенаправленности деятельности, прогнозирования и самоконтроля; выраженная психическая истощаемость; инертность психических процессов; разнообразные эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.

См. также: Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у детей-дизартриков

Виды речевых нарушений

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок