[sape_tizer]

Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков л, ль, р, рь

Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения
звуков л, ль, р, рь

 У многих детей в детстве есть проблемы, одной из них это неправильное произношение или как говорят, что ребенок глотает пол алфавита. Есть много способов лечения таких дефектов речи у ребенка, это занятия с логопедом, но это очень дорого и ребенка нужно возить на занятия, это еще больше затрат.

Материал данной статьи даст ребенку возможность развить правильное произношение звуков л, ль, р, рь. Уважаемые родители, внимательно читайте и выполняйте упражнения вместе с ребенком. Это поможет привести к хорошим результатам.

Упражнение «Иголочка»

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Логопед: ты умеешь делать язычок широким – лопаточкой. Давай научимся делать твой язычок узким. Он будет похож на иголочку. Иголочка полезна для произнесения звука [л].

дефекты речи у детей

Открой рот;

язык высунуть далеко вперед;

напрягай мышцы языка и делай его узким;

удержи иголочку, считая от 1 до 5.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Полезно чередовать движения языка, сначала сделать упражнение «Лопаточка», затем «Иголочку».

Язык лопаткой уложи

И спокойно подержи.

А потом – раз, два, три –

Как иголку заостри.

Упражнение «Быстрая змейка»

Родителям на заметку. Цель упражнения – выработать умение делать язык узким и развить его подвижность. Последовательность выполнения представлена в стихах.

Логопед. Сегодня к нам в гости пришла змейка (можно использовать игрушку, предметную картинку).

дефекты речи у детей

Давай научим твой язычок двигаться, как быстрая змейка. Змейка споет тебе песенку, а ты перед зеркалом попробуй повторить упражнения, которые советует тебе змейка.

Язык в змейку превращается,

Упражненье начинается.

Вот вперед стремится змейка,

Повторить за ней сумей-ка:

То бросается вперед,

То скорей назад ползет.

Вновь движенья повторяются,

Игра в змейку продолжается…

(Движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот.)

Язык змейкой извивается,

Вправо, влево продвигается…

(Движения языком из стороны в сторону.)

Змейка всюду побывала,

А теперь она устала.

Уползает змейка в норку,

Чтоб немножко отдохнуть.

(Язык убрать в рот.)

Отдохнула – снова в путь.

Змейка снова извивается,

К бугорочкам поднимается,

Вправо, влево продвигается.

(Движения языком вправо, влево по верхним бугоркам-альвеолам.)

Все отлично получается!

Змейке нравится играть

И движенья выполнять.

Станет язычок стараться –

Звуки будут появляться.

Упражнения «Индюшата»

Цель упражнения: выработать подъем языка и подвижность его передней части.

Логопед. Посмотри на картинку. Звукознайкин гуляет с маленьким индюшонок.

дефекты речи у детей

Индюшонок, «болбочет»: бл-бл-бл.

Малышок-индюшонок

Лапками топочет,

Весело болбочет:

– Бл-бл-бл!

А теперь давай поучимся болботать, как индюшонок:

— приоткрой рот;

— положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад;

— медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы;

— быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.

Упражнение «Ковшик»

Цель: выработать умение поднимать кончик языка и приподнимать боковые края языка для образования небольшого углубления в спинке языка. Упражнение полезно для произнесения звука [л]. необходимо предварительно научить малыша делать упражнение «Чашечка».

Логопед. Ты уже научился делать упражнение «Чашечка». А теперь попробуй сделать ковшик:

— приоткрой рот;

— широкий язык положи на нижнюю губу;

— кончик и бока языка загни так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка;

— занеси ковшик в рот, приподнимая кончик языка к бугорочкам;

— боковые края языка не прижимай к верхним коренным зубам;

Если хочешь произнести звук [л] – подключи голос.

Выполни упражнение еще раз, слушая стишок-подсказку.

Язык широкий положи,

Его в ковшик преврати,

Ковшик на губе держи,

Осторожно в рот вноси.

Кончик кверху подними,

Слегка спинку опусти.

Бока не стоит прижимать,

Корень надо приподнять.

Язычку играть понравиться,

Значит твердый [л] появится.

Упражнение «Лошадка»

Упражнение полезно для произнесения звуков [р] и [Рь]. Оно укрепляет мышцы языка, отрабатывает подъем языка вверх. Щелканье должно быть четким, не похожим на чмоканье.

Логопед. Посмотри на картинку. Это моя любимая лошадка. Её имя Серый Бок!

 

Когда лошадка бежит, ее копытца цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой:

— улыбнись;

— приоткрой рот;

— пощёлкай медленно кончиком языка;

— следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Слушай внимательно стишок про лошадку и после каждой стихотворной строчки цокай языком 4 раза.

Я лошадка Серый Боу!дефекты речи у детей

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри: как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок.

Цок-цок-цок-цок.

Родителям на заметку! Детки любят изображать всадников. Поиграйте с ними. Попробуйте сочетать игру с движениями согнутых в локтях рук, как бы удерживая поводья, и цокая в такт.

Упражнение «Маляр»

Упражнение будет полезно для отработки подъема языка вверх и его подвижности.

Логопед. Ой, смотри, наш знакомый, Звукознайкин что-то делает? (показывает картинку).

дефекты речи у детей

Звукознайкин красит потолок и поёт песенку:

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Ты тоже можешь научиться язычком «красить» нёбо во рту.

Для этого:

— улыбнись;

— открой рот;

— подними язык к бугорочкам;

— води, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд-назад;

— следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

Упражнение «Дятел»

Логопед. Посмотри на картинку. Как ты думаешь, кто это?

дефекты речи у детей

Правильно, эту птичку называют ДЯТЕЛ.

Смотри, какой у него длинный и сильный клюв, он стучит им, издавая чёткие звуки. Ты тоже можешь научиться стучать кончиком своего языка по бугоркам.

Цель упражнения: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

 

Логопед.

— улыбнись;

— открой рот;

— постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д];

— делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

А теперь, слушай внимательно стишок про дятла и после каждой строчки стучи три раза кончиком языка по бугоркам [д-д-д]:

Я по дереву стучу – д-д-д.

Червячка добыть хочу – д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

Всё равно он будет мой – д-д-д.

Получилось? Отлично! Ты научился делать очень полезное упражнение для языка.

Упражнение «Ступеньки»

Цель: выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

Логопед. Давай попробуем со Звукознайкиным научить твой язычок шагать по ступенькам:

— приоткрой рот;

— широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька;

— широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька;

— широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.

дефекты речи у детей

Упражнение «Барабанщик»

Родителям на заметку! Цель и методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Поменяем только игровую ситуацию. Важно соблюдать ритм барабанного боя, предложенный взрослым. Или можно предложить ребенку самому выбрать ритм. Важно, чтобы ребенок шире открывал рот и удерживал челюсть неподвижной.

дефекты речи у детей

Барабанщик очень занят,

д-д, д-д-д,

барабанщик барабанит:

д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай:

д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай:

д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане:

д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет:

д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся:

д-д, д-д-д,

Смотри – с ритма не сбивайся:

д-д, д-д-д.

Данный комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков л, ль, р, рь будет полезен как для логопедов при работе с дошколятами, так и для родителей, которые хотят, чтобы его малыш четко произносил звуки.

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок