Структура речевого дефекта при дислалии

Структура речевого дефекта при дислалии

Ведущим недостатком речевого развития у детей дошкольного возраста с дислалией являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков свистящие [с, с,, з, з,], шипящие [ш, ж, ч, щ], сонорные [л, л,, р, р,, й], заднеязычные [к, к,, г, г,, х, х,], звонкие [в, з, ж, б, д, г], мягкие [т,, д,, н,].

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают четыре формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука. Например: [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

— отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: коова (корова);

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: колова (корова);

— смешение – непостоянные замены.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как лак, рожки – как ложки.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой – искажаются. Например, свистящие [с, з, ц] заменяются звуками [т, д] (собака – тобака, зайка – дайка, цапля – тапля), а звук [р] искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитие речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические – парасигматизмы – от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук [с];

— фонетические нарушения звуков [л] и [л,] называются ламбдацизмы, а фонематические – параламбдацизмы – от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук [л];

— фонетические нарушения звуков [р] и [р,] называются ротацизмы, а фонематические – параротацизмы – от названия греческой буквы ро, обозначающей звук [р];

— фонетические нарушения звука [й] называются йотацизмы, а фонематические – парайотацизмы – от названия гречкской буквы йота, обозначающей звук [й];

— фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а фонематические – паракаппацизмы – от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук [к].

Нарушение групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют, их называют:

— дефекты озвончения;

— дефекты смягчения.

Таким образом, мы можем говорить о шести видах неправильного звукопроизношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы – призубный, шипящий и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрия, алалия и др.).

нарушение речи дислалия

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи: когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения самостоятельно изживаются.

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2018 Малышок