[sape_tizer]

Техника проведения массажа артикуляционного аппарата

Техника проведения массажа артикуляционного аппарата

В данной статье рассматриваются игровые методы и приемы при проведении массажа артикуляционного аппарата.

Думаю, что многие логопеды в своей работе используют методику массажа артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой, которая позволяет в короткие сроки восстановить функцию языка, губ и лицевых мышц.

Наверное, многие со мной согласятся в том, что не все дети, мягко говоря, «в восторге» от этого массажа. При стертой форме дизартрии бульбарного характера, — где мы имеем дело с вялым языком, — ребенку не так больно, но все же дискомфортно и непривычно вмешательство в «святая святых» — в собственный ротик. При стертой форме дизартрии псевдобульбарного характера, где язык напряжен и спастичен, ребенок испытывает болезненные и неприятные ощущения.

Но не все дети одинаковы: одни терпят, стараются вам угодить; другие не принимают никакую мотивацию, могут кричать, убегать, даже укусить вас, отстаивая свои права. Что делать в таких случаях? Конечно, ни в чем не обвинять ребенка и его родителей, а искать выход в сложившейся ситуации. Ведь поиск обходных путей — основной принцип дефектологии в целом.массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

Вспомним собственное детство: мы не плакали у тех стоматологов, которые были с нами ласковы, а во время лечения рассказывали нам детские шутки да прибаутки и пели песенки. Поэтому в своей работе с массажем языка можно использовать элементы русского народного фольклора, чистоговорки и скороговорки, потешки и частушки. Стремиться к тому, чтобы ребенок полюбил этот метод логопедической помощи, считал его одним из разновидностей игры. Только в этом случае будет обеспечен успешный результат.

Итак, начнем.

Вы делаете массаж хлопчатобумажными платочками? Пусть ребенок полюбит эти платочки. Сделайте из платочка «платочного человечка» за полминуты.

Наступите указательным и средним пальцами на углы платка, а затем закрутите его, свернув конец 5 — 6 раз между пальцами, которые при этом остаются неподвижными. У «платочного человечка» сразу вырастут «ножки», а ступнями как раз будут ваши два пальца. «Платочный человечек» будет ходить, шутить, прыгать и знакомиться с ребенком. Пусть малыш подружится с ним, ведь потом этот забавный герой захочет лечить его язычок! В дальнейшем этот персонаж может приходить к маленькому пациенту в конце занятия как награда за терпение и хорошее поведение.

артикуляционный массажРебенка сначала нужно подготовить к массажу артикуляционного аппарата. Для этого логопед совместно с ребенком выполняет комплекс логопедических упражнений для губ и языка. Затем попросите ребенка самостоятельно помассажировать свой язык щеточкой для снятия налета с языка или простой мягкой зубной щеточкой.

Обязательно помогаем своему маленькому пациенту, держим ручку ребенка, показываем направление и степень нажима щеточки. Мотивацией при этом будет игра «Давай причешем язычок». В домашних условиях под руководством родителей можно продолжить процесс привыкания к воздействию на язык.

Приступаем к массажу артикуляционного аппарата. Ласково дотрагиваемся до лица ребенка:

  • Здравствуйте, (Вовины) щечки!
  • Здравствуйте, (Вовины) губки!
  • Здравствуй, (Вовин) язычок!

Ни в коем случае не берем сразу зонды! На первых этапах делаем массаж только руками. Медленно и тактично вторгаемся в личное пространство ребенка:

  • Язычок, потянись, покажи, какой ты длинный! Давай потянемся! А давай я тебя потяну? Я поглажу твои ножи, твою спинку, твои ручки, твою головку! Какой ты у нас красивый, (Вовин) язычок!

Здесь уместны разные приемы массажа: поглаживание, вытягивание верхнего и нижнего пластов языка, боков и краев и т.д.

  • Давай поиграем, язычок? Ты будешь ключиком! (Осуществляем поворачивания языка то в левую, то в правую сторону.) Обязательно обыгрываем каждое действие, включаем положительную мотивацию. Например, покручивая среднюю и переднюю часть языка, можно «постирать белье», а затем «прополоскать и посушить» его. После этого, конечно же, не забудем «повесить белье на веревочку и прищепить его прищепочками» — этой мотивировкой мы оправдываем свое воздействие на края языка: прищипывания большим, указательным и средним пальцами. Затем в нужных местах можно и «погладить белье утюжком ».

Или же другой пример. Просим «собачку» или «медведя» «потопать» по язычку, а «курочку» — «поклевать» его. Свои движения сопровождаем веселыми стихами:

…Вышла курочка гулять,

Травку, зернышки клевать.

Клю-клю-клю!

Клю-клю-клю?

А я (Вовочку) люблю!

После того как ребенок привыкнет к воздействию на язык руками, можно постепенно подключать к работе зонды. Ни в коем случае не называем их инструментами! Страшные на вид логопедические зонды можно назвать ласково, так, чтобы ребенок их не испугался, полюбил, подружился бы с ними. Наша задача — создать положительную психологическую мотивацию, придумать сказочные, игровые ситуации и успешно их разрешить с помощью нашего маленького пациента.

Этот зонд я назвала «птичка».

массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

Вы спросите — почему? А разве вы не видите у него две «ножки»? Ведь именно им предстоит воздействовать на язык, губы, а иногда и на мышцы лица. Эти «ножки» острые и к ним нужно привыкнуть. Зовем нашу «птичку»:

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Шаг налево, шаг направо.

Это полька «Карабас».

Этот зонд называется «топорик».

массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

С помощью этого зонда проводим известный нам массаж, который сопровождаем такими, например, строчками:

Топорик, топорок, Руби язычок вдоль

и поперек Руби без одышки, Чтобы очень хорошо говорил Этот (Вова), классный

мальчишка.

Вот и другие стихи, посвященные нашему «топорику», которые знают многие логопеды:

Колют, пилят,

Пилят, колют Филя с Колей,

Коля с Филей.

Напилили полдвора —

Будут на зиму дрова.

«Бреющие» движения «топорика» можно обыграть как движения санок с горки — «дети — вжик-вжик с горки…», а потом опять на горку — «топ-топ-топ, прорубаем ступеньки». В этот момент проводится работа с краями языка.

Серию следующих зондов я ласково назвала «розочками».

массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

Есть «розочка» маленькая, средняя и самая большая. Уверяю вас, коллеги, что мои маленькие пациенты их ждут с нетерпением и спрашивают: «А когда же будут розочки?»

«Розочка маленькая» умеет «рисовать» деревья, заборы, шпалы, рельсы. Здесь огромный простор для устного творчества. Можно постепенно описывать свои картины, можно спрашивать ребенка: «Угадай, что я нарисовала?» Можно поиграть в игру «Угадай букву». Весело считаем палочки у забора, количество ступенек, деревьев и т.д. Маленькая «розочка» приглашает поучаствовать в работе друзей Незнайки — Винтика и Шпунтика. Они «закручивают и откручивают гаечки», «катаются на одноколесном велосипеде» и т.д.

«Розочка средняя» помогает нам массировать края языка («сделаем лестницу и заберемся вверх, затем спустимся вниз»). Позовем Винтика и Шпунтика и покатаемся на «тракторе», а потом станем закручивать «уже более тяжелые гаечки». Эта «розочка» может дать возможность «попрыгать кенгуру», «проползти кроту, крокодилу» и т.д. Работая зондом, выполняем траектории нашего массажа и непременно обыгрываем ситуацию.

«Розочка большая» приходит в гости к ребенку и на ней, как на смычковом инструменте, мы играем, приговаривая:

Я на скрипочке играю,

Песенку я подбираю.

Тили — песня,

Тили — гном,

Я играю — Слышит дом!

Острые концы этого зонда могут проводить точечный массаж с нажатием:

А по асфальту каблучки,

Каблучки, каблучки…

За каблучками все жучки,

Все жучки, паучки…

Цок-цок-цок, Цок-цок-цок!

Дайте нам каблучки,

Дайте нам на ножки Босоножки!

«Большая розочка» «танцует в обнимку с язычком», массируя его края. Эти движения можно обыграть как поездку на лифте вверх-вниз». На каждом этапе работы стараемся поддерживать положительную мотивацию своими шутками и

обязательным дружелюбием.

А этот зонд, ориентируясь на эмоциональность и пол ребенка, я обычно называю «крестик», «вертушка» или «цветочек».

массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

Например, совершая им работу под языком (растягивая подъязычную связку — «уздечку» или воздействуя на нижние подъязычные мышцы), можно поиграть в игру «Насос»: зонд, делая поступательные движения вверх-вниз, как бы «накачивает шину велосипеда»:

Со-со-со — спустилось колесо!

Со-со-со — накачаем колесо!

Ай-ай-ай — возьми и накачай!

Быстро-быстро подкачаем.

Шина готова.

Мы уезжаем!

Следующий зонд называется «щипчики».

массаж артикуляционного аппарата, артикуляционный массаж

При знакомстве с ним можно игриво и весело пощипать ими ручку или щечку ребенка. Можно даже дать малышу зонд в руки, чтобы он немного пощипал себя. Так наш маленький пациент «завязывает дружбу» с «щипчиками». Затем мы попросим ребенка высунуть язык для очередной игры и сообщаем ему, что сейчас мы будем переворачивать блинчики, пирожки и котлетки:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А любимой мамочке

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Золотые прянички.

На более поздних этапах проведения массажа мускулатуры языка, т.е. когда ребенок привыкнет к вашему воздействию, можете как самостоятельно рассказывать ему сказки и петь песенки, так и давать прослушивать аудиокассеты или CD-диски, что позволит отвлечь маленького пациента от ваших манипуляций. При проведении массажа артикуляционного аппарата, пожалуйста, не забывайте учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Интересно почитать: Логопедический массаж для детей с врожденными расщелинами нёба

Развитие артикуляционной моторики у детей с врожденными расщелинами нёба

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей с врожденными расщелинами нёба

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Причины нарушения речи

Информационные технологии в работе с безречевыми детьми

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок