Учим говорить самых маленьких

как учить ребенка говоритьУчим говорить самых маленьких

Скорее всего, все родители с нетерпением ждут первых слов малыша. Моей малышке уже 1 год, но мы уже с 10 месяцев занимались развитием её артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук. В 10 месяцев наступает период, когда от понимания слов пора переходить к их активному употреблению. Можно ли помочь малышу быстрее заговорить? Безусловно, можно.

1. Комментируйте свои действия не только дома, но и на прогулке: «Я беру лопатку. Вот какая большая лопатка! Она красная? Нет, желтая! Я насыплю песок в ведерко». Задавайте вопросы о наблюдаемых объектах: «Что это сыплется? Какая лопатка? Ведерко красное? Что я беру? Что мы сейчас будем делать?»

2. Следите за своей интонацией. Искренняя заинтересованность в ответах, озорство, приглашение к игре – при такой манере ваши вопросы быстрее заинтересуют малыша.

3. Артикуляционная гимнастика для малышей. Тренируйте артикуляционные мышцы, тогда в речи ребенка быстрее появятся трудные звуки. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, дудочками и научите малыша играть на них. Например, у нас есть погремушка-дудочка в форме бабочки. Пока доченька была совсем маленькой, играла с погремушкой, а теперь с удовольствием дудит на ней. Кроме того, где-то с 11 – 12 месяцев дети активно подражают действиям взрослых. Сидя перед зеркалом (большинство детей любят смотреться и играть с зеркалом), можно показывать ребенку простые артикуляционные упражнения. Не буду перечислять все упражнения (полный комплекс вы найдете в статье «Артикуляционная гимнастика для детей»), а только те, которым мне удалось обучить своего ребенка. Сразу поясню, не заставляйте ребенка выполнять артикуляционную гимнастику. Делайте её в игровой форме, когда малыш в хорошем настроении. Выполнять упражнения достаточно 2 – 3 минуты в день. И малыш не устанет, и артикуляционный аппарат будет развиваться.


Упражнения для губ

Упражнение «Трубочка»: вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой и держать в таком положении, считая про себя до пяти. Например, я говорила: «Поцелуй маму!» и доченька вытягивала губы. Вот так и научились.

Упражнение «Улыбка»: удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Бублик»: губы округлить (шепотом произнеся звук [о]) и немного вытянуть вперед. Упражнение делать без напряжения, одними губами.

Упражнение «Заборчик»: улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку это упражнения, когда будете делать его сами, про себя произнесите звук [и].

Учим говорить самых маленькихУпражнения для язычка

Упражнение «Наказать непослушный язычок». Данный вид упражнения тренирует язык малыша для дальнейшего произнесения звуков [с], [з]. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек. Моей малышке больше нравится произносить слоги та-та или тя-тя-тя. Так тоже можно.

Упражнение «Часики». Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. При движении язык не прикасается к губам и зубам. Можно при проделывании этого упражнения говорить ребенку: «А как у нас тикают часики? Тик-так, тик-так…».

Упражнение «Оближем губки». Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Возможно, сначала упражнения будут не получаться у малыша, так как артикуляционный аппарат еще не полностью развит. Ничего страшного, со временем у ребенка получится, и он будет с удовольствием их выполнять.

Чтобы вызвать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике в старшем возрасте, можно придумывать различные истории о Весёлом язычке или взять готовые в моем разделе «Логопедические игры-сказки».

4. Стимулируйте развитие мелкой моторики пальцев рук. С помощью пальцев рук сначала вы, а потом ребенок изображает различные объекты, а затем на их основе строит диалог. Особенность игровых упражнений в том, что они сопровождаются стихами, выполняются в такт словам, а значит, развивают внимание, память, воображение и речь крохи.

Пример стишка:

Мишкины штанишки

Нитку тянем, отрываем (изобразить)

И в иголку продеваем (изобразить).

Будем шить рубашку мишке (изобразить размашистые стежки).

И сошьем ему штанишки (встряхнуть кистями, как бы показывая готовую одежду).

Массу полезных и интересных пальчиковых игр и упражнений вы найдете в разделе сайта «Гимнастика пальчиковая».

Здоровья Вам и вашим деткам!

 

Интересно почитать: Культура речи для детей

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как правильно учить ребенка читать?

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Релаксационная гимнастика

Методические рекомендации логопеда для родителей

Рекомендации для родителей дошкольников с речевыми недостатками

Причины нарушения речи

Профилактика речевых нарушений

Навигация

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок