[sape_tizer]

Упражнения для развития мелкой моторики и артикуляционного праксиса для детей-алаликов

мелкая моторика для детей, мелкая моторика дошкольниковУпражнения для развития мелкой моторики и артикуляционного праксиса 

для детей-алаликов

Для развития общей и мелкой моторики сначала следует использовать упражнения, более доступные детям, затем движения проводятся с речью сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно. Например, упражнение с мячом: «Саша, лови».

Предлагаю вашему вниманию динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполненных последовательно.

  1. Поочередно прикасаться большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному и мизинцу в обычном и максимальном темпе.
  2. То же самое другой рукой.
  3. То же одновременно двумя руками.
  4. Пальцами правой (левой) руки «здороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).
  5. Пальцы правой руки, начиная с большого, по очереди приставлять к подушечкам пальцев левой руки.
  6. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
  7. Сжимать правую (левую) руку в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
  8. Сжимать правую (левую) руку в кулак, разгибать пальцы, начиная с мизинца.
  9. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым пальцами, первым и пятым и т.д.
  10. Непрерывно проводить по лабиринту линию карандашом, взятым в правую (левую) руку.

дети алаликиУпражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых одновременно.

  1. Укладывать горошины в корзинку одновременно обеими руками (лежащие на столе горошины брать большим и указательным пальцами).
  2. Взять в левую и правую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге (порядок расставления точек произвольный).
  3. Сжимать и разжимать кулаки вразнобой (когда правая рука сжата в кулак, левая расслаблена и наоборот).
  4. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – поставлены в форме кольца.
  5. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги правильной формы любого размера, но одинаковых для обеих рук. Правой рукой круги описывать по часовой стрелке, левой – в обратном направлении.
  6. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, ударяя одновременно по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществляется в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно.

Упражнения для развития артикуляционного праксиса в движениях, выполняемых последовательно.

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. Оскалить зубы и высунуть язык.
  3. Оскалить зубы, высунуть язык, зажать его зубами.
  4. Поднять кончик зыка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить несколько раз).
  5. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить несколько раз).
  6. Поднять язык наверх, положить его между зубами, оттянуть назад.
  7. Сделать язык узким, затем широким (повторить несколько раз).
  8. Построить «мостик» (кончик языка прижать к нижним резцам, переднюю часть спинка языка опустить, среднюю приподнять, образуя с твердым нёбом щель, заднюю опустить, боковые края поднять и прижать к верхним боковым зубам), сломать его и снова построить.

Упражнения для развития артикуляторного праксиса в движениях, выполняемых одновременно.

  1. Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.
  2. Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.
  3. Высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой».
  4. Совершить одновременное движение нижней челюстью и высунутым языком вправо.
  5. То же влево.

При проведении этих занятий желательно присутствие родителей ребенка для закрепления материала в домашних условиях. Родителям необходимо сообщать о результатах обследования, ближайших и отдаленных целях коррекции. Непосредственное участие родителей облегчает социализацию ребенка, кроме того, у них складывается правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, создаются условия для полноценного общения с ним.

 

См. также: Диагностика алалии

Дифференциальная диагностика моторной алалии и задержки речевого развития у детей (ЗЗР)

Дифференциальная диагностика моторной алалии и системного недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Виды речевых нарушений

 

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок