Упражнения на мышечную релаксацию

Упражнения на мышечную релаксациюУпражнения на мышечную релаксацию

Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.

Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т.д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.

Все приемы мышечной релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Для того чтобы ребенок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагают с силой сжать кулачки и поддержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. При выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние напряженности, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: «руки висят, как тряпочки», «вялые, как кисель» и т.п. Фиксируя внимание на расслабление по контрасту с напряжением, тем самым обучаю ребенка более полному расслаблению. Упражнения рекомендуется делать в сопровождении легкой, спокойной музыки.

Поза покоя

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами. (С этого упражнения начинаются все занятия по релаксации).

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Упражнения на расслабления мышц рук

Кулачки

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох – выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

(Большой палец крепко прижимаем к остальным).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть).

Олени

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение не

Приятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхают (см. «Поза покоя»). Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

(Легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев).

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко…

Упражнения на расслабление мышц ног

Пружинки

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте  и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу).

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза).

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

– Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко…

Загораем

Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…держим…Ноги напряглись! (Проверить у каждого из детей напряжение мышц ног). Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженны. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим…Держим…Напрягаем…

Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустили на пол).

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса

Штанга

Будем заниматься спортом. Встаньте! Представьте дети, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь и возьмите ее. Сожмите свои кулачки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Ох, как тяжело! Поддержали штангу… Устали ручки, бросаем штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

(Наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем…

(Распрямиться).

Крепко держим…

(Обратить внимание детей на напряжение мышц плеча и предплечья и последующее расслабление).

И бросаем!

(Упражнение повторить три раза).

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Кораблик

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.

Снова руки на колени,

А теперь – немного лени…

Напряженье улетело –

И расслабленно все тело…

Наши мышцы не устали

 И еще послушней.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Упражнение на расслабление мышц живота

Шарик

Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы). Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. (Показать, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе). Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем.

(Делается вдох).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко…ровно…глубоко…

(Упражнение повторить три раза).

См. также: релаксационная гимнастика

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Использование загадок на логопедических занятиях

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок