Урок развития речи в 1 классе

Урок развития речи в 1 классе

Урок развития речи в 1 классе

Тема «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, карточки-таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Дети, послушайте стихотворение.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнерго-пластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

взмахнет —

В лесу подснежник расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

На доске появляется картинка весны в образе девочки.

Основная часть

Логопед. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.

Выставляются таблички с названиями месяцев.

А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?

(Март.)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец

вернулся,

А в лесу медведь

проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это?

(Май.)

А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Какое слово лишнее?

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, а что это за белые барашки по небу летят?

Дети. Это облака.

Логопед. Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова.

Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).

Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

Весной часто идет подснежники.

На деревьях набухают дождь.

В лесу расцветают почки.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.

На доске появляются картинки-опоры.

Физкультминутка (проводит учитель).

Игра «Делай то, что скажу, а не то, что покажу»

Логопед. Весна вносит изменения в жизнь животных.

  • Как встречают весну звери?
  • Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелетных птиц вы знаете?
  • Что происходит с насекомыми?

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

Работа над согласованием существительного с прилагательным

Логопед. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.

На доске ставятся карточки со словами-признаками.

Слова-признаки: теплыш, легкий, ласковыш, воздушныш, нежныш, перелетныш, яркий.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?

Дети отвечают.

Игра «Так бывает или нет?»

Логопед. Дети, так бывает или нет?

  • Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
  • Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
  • На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
  • Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.

Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы — подснежники. Солнце — теплое, ласковое, яркое.

Облака — легкие, воздушны е. Цветы — нежные. Птицы — перелетные.

Работа над интонационной выразительностью речи

Логопед. За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочтите в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.

Футбол

Сказала тетя:

  • Фи, футбол.

(с пренебрежением) Сказала мама:

  • Фу, футбол,

(с отвращением) Сестра сказала

  • Ну, футбол…

(с разочарованием) А я ответил:

  • Во, футбол! (с восторгом)

Работа над звуковым анализом слова

Логопед. Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

Составление предложений по схеме

Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце.

Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

Весной светит яркое солнце. Весной светит яркое солнце! Весной светит яркое солнце?

Составление рассказа по опорным картинкам

Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки-опоры и слова- признаки, закончите его.

Главное время года

Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:

  • Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.
  • Осень — главное время! — сказал Коля, — осенью все с огородов убирают.

— Вот! — подхватила Маринка. — Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима — главное время года!

Логопед. Как вы думаете, какое время года главное?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Итог занятия

Логопед. Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

См. также интересные логопедические занятия: Занятие по развитию связной речи младших школьников 

Конспект занятия в начальной школе Знакомство со звуком К

Конспект занятия в начальной школе Знакомство со звуком Л

Конспект занятия в начальной школе Развитие связной речи младших школьников ЗВУКИ Р и Рь

Логопедическое занятие для развития речи

Логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

Логопедическое занятие с младшими школьниками Конспект урока разделительный мягкий знак

Логопедическое занятие с младшими школьниками разделительный твердый знак

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок