Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Утренняя гимнастика для детей

Утренняя гимнастика для детей – действенное средство оздоровления и профилактики болезней у ребенка, укрепления его организма, своевременного развития всех движений. Основная цель утренней гимнастики заключается в том, что она способствует активному обогащению двигательной деятельности, развитию умения ориентироваться в пространстве. При проведении утренней гимнастики пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Систематическое выполнение утренней гимнастики воспитывает у детей волевые качества, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и инициативность; создает условия для развития сенсорных способностей, активизации мыслительной деятельности. Таким образом, утренняя гимнастика способствует решению не только оздоровительных, но и образовательных и воспитательных задач.

Чтобы сделать утреннюю гимнастику наиболее эффективной для общего развития, интересной и способной оказывать влияние на речевое развитие ребенка разработаны комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития (ЗПМР). Каждый из предложенных комплексов носит игровой характер, имеет свой сюжет с каким-нибудь персонажем. Для выполнения упражнений используются различные пособия: кубики, погремушки, ложки, стульчики, кепки, платочки, мячи, игрушки. Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, стимулирует собственную речевую активность и, конечно, общие физические качества ребенка.

Ритм стихов, песен, музыки в сочетании с движениями оказывает влияние на развитие координации, общей и мелкой моторики; формирует правильное восприятие и воспроизведение элементарного ритма; развивает речевой слух; обогащает словарный запас и служит стимулом для активизации экспрессивной стороны речи.

Для того чтобы утренняя гимнастика способствовала не только развитию физических качеств детей, но и развитию речи, при подборе упражнений необходимо учитывать следующие требования:

— соответствие содержания утренней гимнастики лексической теме группы;

— возможность активизировать самостоятельную речь ребенка (звукоподражания, звуковые комплексы, слова), накапливать и уточнять пассивный словарь по всем лексическим темам;

— способность развивать понимание и использование пространственных отношений, выраженных с помощью предлогов и наречий;

— умение выполнять 2 – 3 сложные инструкции.

Ниже представлено комплексов утренней гимнастики для детей. В среднем комплекс разучивается в течение 2 – 3 недель, на протяжении определенной лексической темы. Время проведения зависит от режима и специфики группы, длительность каждого комплекса 10 – 12 минут.

Тема «Домашние животные»

Курочка Ряба по двору идет,

Дети ходят стайкой за логопедом.

Желтеньких ребяток

За собой ведет.

Они за мамочкой идут.

Ходят с высоким подниманием коленей.

«Пи-пи-пи», —

Машут руками.

Цыплята курочку зовут.

На лугу гогочут гуси!

Подходите, кто не трусит.

Ходят на корточках.

За гусынею гусята,

Шагают малые ребята.

Они идут гулять в луга

И гогочут: «Га-га-га!»

Малые ребятки,

Желтые цыплятки,

Разбегитесь кто куда.

Ну, бегите все сюда.

Бегут врассыпную.

«Цыплята крылышками машут»

И.п. – ноги слегка расставить, руки опустить вдоль тела. Выполнение: развести руки в стороны, помахать ими, опустить, сказать: «Так-так». Повторить 4 – 5 раз.

«Цыплята пьют»

И.п. – ноги поставить шире плеч, руки внизу. Выполнение: наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться, сказать: «Пить-пить». Повторить 4 раза.

«Цыплята зернышки клюют»

И.п. – ноги слегка расставить, руки опустить. Выполнение: присесть, постучать пальчиками об пол, сказать: «Клюю-клю-клю». Повторить 4 – 5 раз.

«Цыплята прыгают»

И.п. – произвольное. Выполнение: прыгать на двух ногах. Повторить 6 – 8 раз.

 

Тема «Посуда»

Наши детки ложки взяли,

По дорожке зашагали –

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Топают, стараются,

Громко получается.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Ножки топали, устали

И тихонько топать стали.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

На носочки встали, ложечки подняли.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Ложки выше поднимай

И погромче ударяй.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Наши детки ложки взяли,

По дорожке зашагали.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь внимание – стоп!

Чтобы нам не опоздать,

Нужно, детки, побежать.

«Ложкой ем»

И.п. – ноги слегка расставить, руки опустить. Выполнение: поднять руки через стороны вверх, ударить ложкой о ложку, сказать: «Ам!». Повторить 6 раз.

«Чай нальем»

И.п. – ноги поставить шире плеч, руки положить на пояс. Выполнение: наклониться вперед, сказать: «Пить-пить». Повторить 5 – 6 раза.

«Чайник кипит»

И.п. – ноги слегка расставить, руки положить на пояс. Выполнение: присесть. Повторить 4 раза.

«Закипела вода»

И.п. – произвольное, в руках держать ложки. Выполнение: прыгать на месте и произносить: «Буль-буль». Повторять 8 раз, чередуя с ходьбой.

 Тема «Транспорт»

Эй, ребята, собирайтесь,

В путь дорогу отправляйтесь,

Путь дорога нелегка.

Да, да, да.

Дети ходят за логопедом.

Есть у паровоза машинист,

У пилота – самолет,

У шофера есть машина,

У капитана – пароход.

Едем – едем на машине,

Зашуршали наши шины.

Что там ждет нас впереди?

Би-би, би-би.

Ходят, выставив руки перед собой (будто держат руль).

Едет, едет паровоз.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу –

Далеко я укачу.

Ходят мелкими шагами, сгибая и разгибая поочередно руки в локтях.

Полетели самолеты,

А ребята в них пилоты.

У-у-у, у-у-у –

Вот так быстро я лечу.

Бегут, руки в стороны.

«Заводим мотор»

И.п. – ноги слегка расставить, руки вытянуть в стороны. Выполнение: наклонять (поворачивать) туловище в стороны, произносить: «У-у-у». Повторить 4 – 5 раз.

«Починим колесо»

И.п. – ноги поставить шире плеч, руки опустить, пальцы сжать в кулачки. Выполнение: наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться, сказать: «Чик-чик». Повторить 4 – 5 раз.

«С горки на горку»

И.п. – произвольное. Выполнение: приседать, произносить «вверх-вниз». Повторить 4 – 5 раз.

Эффективность использования такого комплекса упражнений утренней гимнастики заключается в том, что при систематическом выполнении данных упражнений у детей с задержкой психомоторного развития совершенствуется зрительно-моторная координация, обогащается словарный запас, активизируется экспрессивная сторона речи, улучшается концентрация внимания, проявляется целенаправленность во всех видах деятельности.

Интересно почитать: Речевые физкультминутки

Упражнения на мышечную релаксацию

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Использование загадок на логопедических занятиях

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок