[sape_tizer]

Весёлая игротека

игры в логопедической работеВесёлая игротека

Логопедические игры для детей

«Найди ошибку»

Цели: закреплять знания детей по теме «Дорожные знаки»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.

Оборудование: дорожные знаки, детали которых прикрепляются на липучке.

Описание: на столе разложены неправильно собранные дорожные знаки. Взяв знак, ребенок объясняет, в чем ошибка, а затем исправляет ее.

«Логический поезд»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять знания цветов светофора; активизировать словарь по теме.

Оборудование: карточка «Паровозик»; 36 карточек «Вагончики» с изображенны­ми на них предметами (красное яблоко, желтый лимон, зеленый огурец и т.п.).

Описание: педагог кладет на стол карточку «Паровозик» и предлагает прикрепить к нему «вагончики» с предметами такого же цвета, как сигналы светофора (разрешающий, запрещающий, предупреждающий). Выполнив задание, ребенок должен объяснить свой выбор. Например: «Я кладу «вагончик» с изображением желтого лимона, потому что он такого же цвета, как предупреждающий сигнал светофора».

«Природный светофор»

Цели: закрепить знания детей по теме «Дорожные знаки», учить соотносить цвета светофора с цветами природных объектов; развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: карточки, представляющие собой таблицу из 5 столбцов и 3 строк. В первом столбце нарисованы кружки красного, желтого и зеленого цвета, остальные — пустые; предметные картинки трех цветов.

Описание: ведущий задает вопрос: «Что есть в природе такого же цвета, как запрещающий (разрешающий) сигнал светофора?» Дети по очереди берут картинку с изображением кружка красного, желтого или зеленого цвета и кладут ее в пустой квадрат своей карточки рядом с кружком нужного им цвета. Выиграет тот, кто быстрее закроет все «окошечки».

«Отгадай загадку»

Цели: закреплять знания детьми правил дорожного движения; формировать умения выделять существенные признаки предметов; отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать слуховое внимание, память.

Оборудование: карточки с текстом загадок; картинки с видами транспорта.

Описание

  1. Педагог читает загадку, дети должны ее отгадать и найти картинку с отгадкой.

Выиграет тот, кто больше наберет картинок.

Огромная птица

По воздуху мчится.

У нее есть два крыла

И хвост большой,

Как у орла.

(Самолет.)

У него острый нос.

Крыльев нет и нет колес.

Мчится он во весь опор,

Словно быстрый метеор.

(Катер.)

Как у Карлсона, пропеллер.

И мотор, как у него.

Хоть не ест совсем варенья,

А летает высоко.

(Вертолет.)

Эти длинные усы

Ему нужны не для красы.

Ими за провода цепляется —

Так по дороге он передвигается.

(Троллейбус.)

Длинная змея

Под землей ползет,

Много пассажиров

На себе везет.

(Метро.)

У него четыре круглые ноги,

На ногах резиновые сапоги.

У него огромный вес,

Он бензина много ест.

(Автобус.)

Что за лестница лежит,

А по ней состав бежит?

(Трамвай.)

  1. Педагог загадывает загадку и задает вопросы по ее содержанию, добиваясь от детей ответов полным предложением.
  • О каком виде транспорта эта загадка? Почему вы так думаете?
  • С кем сравнивают этот вид транспорта?
  • Какие действия этого транспорта перечислены в загадке?
  • Указание на какие детали (части) помогли вам отгадать загадку?

«Узнай по описанию»

Цель: учить узнавать предмет, объект по группе слов-признаков, слов-действий.

Описание: ведущий называет слова, характеризующие определенный вид транспорта, дети отгадывают. Роль ведущего может выполнять ребенок.

Большая, красная, очень нужная, с длинной лестницей, шлангами. (Пожарная машина.)

Красивый, двухколесный, быстрый, с мотором. (Мотоцикл.)

Длинный, с вагонами, передвигается по рельсам, перевозит пассажиров. (Трамваи.)

«Ассоциации»

Цели: формировать операции сравнения, анализа; закреплять знания по теме «Транспорт»; активизировать словарь; формировать умение составлять сложноподчиненные предложения; развивать память, внимание.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: педагог предлагает к картинке с изображением вида транспорта подобрать изображение животного или насекомого, выделив сходные внешние признаки и функции.

Примеры. У ребенка на картинке вертолет, взяв вторую картинку, он объясняет: «Я выбираю стрекозу, потому что у нее крылья похожи на пропеллер вертолета, они очень быстро вращаются».

«Машина» — «Сова» (большие глаза совы похожи на фары машины; они, как и фары, светятся в темноте).

«Экскаватор» — «Крот» (у крота лапы похожи на ковш экскаватора, он ими роет землю).

«Грузовая машина» — «Муравей» (они оба могут двигаться, переносить (перевозить) тяжелые предметы, им необходимо каждому свое питание).

«Самолет» — «Орел» (крылья парящего в воздухе орла напоминают летящий самолет).

«Вездеход (трактор)» — «Верблюд» (вездеход похож на верблюда, он может передвигаться без дороги по грязи и песку). «Четвертый лишний»

Цели: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять названия видов транспорта, дорожных знаков; развивать зрительное внимание, память; активизировать словарь по теме.

Оборудование: карточки с разными видами транспорта, дорожными знаками.

Описание

  1. Перед ребенком выкладывают четыре картинки с изображением различных видов транспорта, одна из которых по каким-либо признакам отличается от остальных. Он должен убрать лишнюю, объяснив свой выбор.
  2. Перед ребенком выкладывают четыре картинки с изображением дорожных знаков. Он убирает лишнюю, объяснив свой выбор.

«Общее и особенное»

Цели: развивать психические процессы — внимание, память, мышление; активизировать словарь по теме «Транспорт».

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки «На дороге».

Описание: педагог каждому ребенку дает две предметные картинки с изображением разных видов транспорта, предлагая объяснить, чем они похожи и чем отличаются. Выигрывает тот, кто назвал больше отличительных (похожих) признаков и аргументировал свои версии.

Автобус — троллейбус.

Троллейбус — трамвай.

Трамвай — электричка.

Велосипед — мотоцикл.

«Что я загадала?»

Цели: учить определять предмет по названию его составных частей; активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением частей (деталей) машин.

Описание: педагог называет (показывает) детали различных машин, а дети отгадывают вид транспорта.

Салон, дверцы, сидения, колеса. (Автобус.)

Кабина, кузов, руль, колеса. (Грузовик.)

«Мастерская машин»

Цели: закреплять знания детей о составных частях (деталях) машин; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь по теме; формировать умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.

Оборудование: вырезанные из цветной бумаги детали машин; коврики, сделанные из любой шершавой (бархатной) бумаги, или фланелеграфы для каждого ребенка.

Описание: педагог рассказывает историю о маленьких машинах, которые были невнимательными, не послушались сигнала светофора и попали в аварию. Предлагает их починить, собрать заново. Дети договариваются между собой, кто какую машину будет собирать, и по сигналу педагога приступают к работе. Когда работа почти закончена, обнаруживается, что деталей не хватает. Педагог предлагает подумать и сказать, чего нет у машины. После правильного ответа ребенок получает деталь.

Образцы ответа. У меня автобус. У автобуса нет руля.

У меня грузовик. У грузовика нет кузова (колеса, руля…).

«Хлопни»

Цели: закреплять знания детей о дорожных знаках; развивать слуховое внимание.

Описание

  1. Хлопни в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясни выбор каждого слова (три глаза, стоит на улице, красный свет, синий свет, переход (через улицу), помощник пешехода, стоит у дома, перекресток).
  2. Хлопни в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясни свой выбор (автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, самолет, пешеход, сиденье, салон, кровать).
  3. Хлопни в ладоши, услышав слово, относящееся к общественному транспорту (автобус, метро, вертолет, велосипед, троллейбус, трактор, экскаватор, трамвай).

«Такие разные слова»

Цели: уточнить знания детей о видах транспорта; развивать наблюдательность; расширять словарь слов-признаков, слов-действий; формировать умение распространять предложения однородными определениями.

Оборудование: игрушки, предметные и сюжетные картинки.

Описание

Педагог показывает игрушку, картинку, называет слово, а участники по очереди подбирают как можно больше признаков.

Автомобиль — красный, новый, дорогой, легковой, чистый, сверкающий.

Велосипед — трехколесный, маленький, детский, яркий.

Упражнение выполняется без зрительной опоры. Педагог произносит: «По дороге едет автобус, — и спрашивает у детей: — Понятно ли вам, какой автобус едет? А теперь пофантазируйте. Какой он?» Каждый ребенок повторяет предложение, составленное предыдущим участником, добавляя свое слово.

«По дороге едет большой автобус».

По дороге едет большой красивый автобус».

По дороге едет большой, красивый, быстрый автобус».

«Кто больше назовет?»

Цели: активизировать глагольный словарь; формировать умение распространять предложения однородными сказуемыми.

Описание: педагог предлагает детям вспомнить, что умеют делать разные машины.

Дети подбирают слова-действия к словам-предметам.

Автомобиль (что делает? ) — едет, мчится, пылит, гудит, сигналит, тормозит, буксует.

Трактор — перевозит, пашет, ломается, стоит.

«Закончи предложение»

Цель: формировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.

Оборудование: предметные кринки.

Описание: логопед произносит предложение, показывает картинку, а дети вставляют пропущенное слово, согласуя в числе, падеже.

К остановке подъехал красный … (автобус).

Собачка бежит за отъезжающим … (автобусом).

Мой папа работает водителем … (автобуса).

Бабушка с внучкой подходят к стоящему на остановке … (автобусу).

Как долго нет моего … (автобуса )

Дети любовались новыми красивыми … (автобусами).

В гараже много новых … (автобусов).

Все пассажиры радовались удобным и теплым … (автобусам ).

«Кто чем управляет?»

Цель: активизировать словарь по темам «Профессии», «Транспорт».

Оборудование: на столе разложены картинки с изображением людей разных профессий, разного рода занятий.

Описание: педагог показывает картинку и предлагает детям продолжить предложение.

Автобусом управляет — … (водитель).

Грузовиком — … (шофер).

Поездом — … (машинист).

Самолетом — … (летчик).

Вертолетом — … (вертолетчик).

Кораблем — … (капитан). Мотоциклом — … (мотоциклист).

Велосипедом — … (велосипедист).

«Все профессии нужны»

Цели: формировать грамматический строй речи; обучать составлению сложноподчиненных предложений.

Оборудование: предметные картинки с изображением специальных машин.

Описание: ребенок выбирает картинку и отвечает на вопросы.

Педагог. Почему ты выбрал именно эту машину?

Ребенок. Я выбрал эту машину потому, что хочу быть пожарным.

Педагог. На какой машине ты поедешь к месту пожара?

Ребенок. Я поеду на пожарной машине.

«Помоги Незнайке»

Цели: закреплять знания детей по теме «Транспорт»; активизировать словарь; формировать слуховое внимание.

Описание: педагог произносит предложение, а дети исправляют ошибку.

Машина «скорой помощи» перевозит тяжелые грузы.

Загорелся дом, и пожарные поехали к месту пожара на велосипеде.

Летчик управляет трамваем.

Стюардесса в салоне автобуса продает билеты.

Летом на дорогах города очень нужны снегоуборочные машины.

Полицейские быстро прибыли к месту происшествия на тракторе.

«Скажи и покажи»

Цели: расширять знания детей об особенностях движения разных видов транспорта; формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать слуховое внимание, память.

Описание

Педагог подает детям сигналы:

«Вода» — дети изображают корабль (вытягивают руки, образуя треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);

«Небо» — изображают самолет, двигаются, стараясь не задевать друг друга;

«Дорога» — изображают езду на машине, едут в направлении, указанном педагогом;

«Рельсы» — встают друг за другом, изображая поезд, ритмично двигаются в одном направлении.

Дети встают в круг. Педагог поочередно бросает им мяч, произнося слова-сигналы.

«Небо» — дети возвращают мяч, называя машины, которые передвигаются по воздуху: самолет, вертолет, дирижабль…

«Земля» — называют машины, передвигающиеся по земле (дороге): автомобиль, троллейбус, трамвай…

Аналогично со словами «рельсы», «вода».

«Машины-помощники»

Цели: уточнить знания о специальном транспорте, его назначении; активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображениями разных ситуаций (горит дом, авария на дороге, человек заболел, несчастный случай, снежные заносы).

Описание

Педагог показывает сюжетную картинку, а дети выбирают предметную картинку с изображением специального транспортного средства и рассказывают о его назначении.

Каждый ребенок получает медальон («скорая помощь», «пожарная машина», «полицейская машина», «аварийная машина», «снегоуборочная машина»). На полу разложены картинки с изображениями разных ситуаций. Дети-машины подъезжают к своей картинке и рассказывают о том, как необходимо поступать в данной ситуации.

«Путь открыт»

Цели: формировать знания о назначении специальных машин; познакомить с трудом водителя; воспитывать уважение к окружающим.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: на столе разложены конверты с картинками:

  • машина «скорой помощи», такси, автобус с детьми, с военными;
  • молоковоз, грузовик с кирпичами, пожарная машина;
  • аварийная машина, машина с мороженым.

Дети достают картинки, раскладывают их по мере значимости специального транспорта, потом объясняют, почему ту или иную машину необходимо пропустить вперед.

 

Интересно почитать: Автоматизация и дифференциация звуков

Логопедические игры для дошкольников

Логопедические игры на автоматизацию звуков

Дифференциация звуков Л, Р Дифференциация звуков Ль, Рь

Автоматизация звуков у детей Настольные логопедические игры

Логопедические упражнения и игры

Логопедические игры с мячом

Приемы развития памяти у дошкольников

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Л

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р

Методические рекомендации логопеда для родителей

Причины нарушения речи

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок