Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)

Как правило, к четырем годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к пяти годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Одной из первых установлено это явление Р.Е. Левиной и определено, как общее недоразвитие речи у детей.

Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Общее недоразвитие речи проявляется в разной степени, поэтому принято выделять три уровня речевого развития.

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется отсутствием речи. Эти дети имеют достаточно большой пассивный словарь, в то время как активный запас очень беден. Речь их напоминает лепет малыша, когда он только начинает говорить. Однако, если при нормальном развитии речи, период предложений из нескольких слов длится примерно пять месяцев, то у больных детей он задерживается надолго. Пытаясь высказать какую-то мысль, дети дополняют лепетные слова жестами и выразительной мимикой. Даже когда наблюдается расширение объема предложений, конструкция его неправильно оформлена. Отмечается плохое звукопроизношение, а если слово состоит больше, чем из двух слогов, то некоторые слоги просто выбрасываются.

Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется тем, что, кроме лепетных слов, появляются постоянно употребляемые слова, фразы становятся значительно длиннее. Однако слова сильно искажены, высказывания бедны, ребенок в основном ограничивается перечислением определенных предметов и действий. Если ребенку предложить составить рассказ по картинке, то он будет состоять из отрывочных, хотя и относительно правильных, коротких фраз. Обычными ошибками при пересказе являются замены падежных окончаний и неправильное употребление форм числа и рода глаголов. Союзы, частицы и предлоги употребляются крайне редко.

Словарный запас у такого ребенка невелик, значение многих слов ему незнакомо. В словаре мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий. Так, если ребенку показать дерево, то он скажет, что это «дерево», но назвать его составные части будет почти непосильной задачей. Ребенок с трудом определяет цвет, форму предмета и материал.

Общее недоразвитие речи 3 уровня позволяет детям говорить развернутыми фразами, однако присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок описывает картинки, составляет рассказ о себе, семье, товарищах, но при этом испытывает большие трудности, чем его нормально говорящие сверстники. Тем не менее, общение очень затруднено из-за крайне плохого звукопроизношения. Даже если ребенок уже научился правильно произносить отдельные звуки, в самостоятельной речи они звучат неясно.

Несмотря на возросший запас слов, при обследовании выявляется незнание значений многих обычных слов (речек, подъезд, озеро и др.), неточное понимание и употребление некоторых слов, предлоги часто опускаются. У ребенка нарушена слоговая структура слов, наблюдается моторная неловкость.

См. также: Виды речевых нарушений

Характеристика алалии

Коррекция раннего детского аутизма

Характеристика афазии

Характеристика дизартрии

Характеристика дислалии

Детское заикание

Ринолалия у детей

Развитие самооценки у младших школьников с ОНР

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2016 Малышок