[sape_tizer]

Языковая способность детей с комплексными нарушениями развития

Языковые способностиЯзыковая способность детей с комплексными нарушениями развития

В настоящее время, по данным отечественных и зарубежных специалистов, 25 – 30% дошкольников с нарушениями слуха, как правило, имеют сложные нарушения в развитии.

Наиболее часто встречаются сочетания снижения слуха с первичной задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, ОДА, умственной отсталостью, локальными нарушениями речи. Психическое развитие детей со сложными нарушениями по сравнению с неслышащими и тугоухими происходит замедленно, они отстают в развитии познавательных функций, что обусловлено дополнительным ограничением взаимодействия с окружающим миром. Двигательные и сенсорные нарушения влекут за собой цепь последующих нарушений, заключающихся, например, в слабой ориентировке в предметной действительности, недоразвитии речи, бедной речемыслительной деятельности.

Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации.

К наиболее актуальной задаче обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями относится формирование речи как средства общения. Для успешного продвижения в овладении языком необходимо специальное преднамеренное обучение на основе определенного онтологического представления о языке с учетом научно обоснованной модели его описания.

Психолингвистическая модель раскрывает суть языка как триединство языковых явлений: языковой способности, речевой деятельности, языковой системы. Эти явления задают важнейшие направления в работе по обучению языку неговорящих детей.

Проблема языковой способности на протяжении последних десятилетий привлекает внимание многих ученых-психологов, лингвистов, психолингвистов, нейролингвистов.

Психологический подход, рассматриваемый в работах Е.Д. Божович, А.Р. Лурии, Е.Д. Негневицкой, О.С. Ушаковой, A.M. Шахнаровича и др., представляет языковую способность как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. В этом случае формирование языковогонавыка обозначает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации.

Схему формирования механизма языковой способности (по материалам исследований П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.) можно представить в следующем виде: задатки – деятельность – общение – языковая способность – языковая личность (человек, рассматриваемый с точки зрения готовности производить речевые поступки) – языковая активность – языковая компетенция – языковая одаренность (к изучению иностранных языков, литературная, поэтическая и др.) – литературный талант.

При психолингвистическом подходе языковая способность рассматривается как один из компонентов модели языка наряду с речевой деятельностью и языковой системой (А.А. Леонтьев); при педагогическом – как интеллектуальная и речевая активность особого рода, проявляющаяся в творческом использовании усвоенных ранее языковых средств (Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Л.Н. Ефименкова и др.).

Таким образом, в понятие языковой способности включаются, во-первых, сам психофизический механизм, обеспечивающий восприятие, понимание и воспроизведение речевых единиц; во-вторых, умение соотносить предметные действия с речевыми; в-третьих, умение действовать с предметами по подражанию, обобщать эти действия и подражать речевым действиям говорящего. Иными словами, это особая активность, особый тип поведения ребенка, усвоенный в социальной среде и требующий творческого использования усвоенных речевых средств; это способность интуитивно узнавать значения слов и выражений, грамматических конструкций и форм, а также правильно использовать их в речи. Языковая способность оптимально развивается в течение 1,5 – 5 лет, а затем продолжается уже в виде лингвистической способности на протяжении всей жизни человека и сказывается на качестве и уровне владения словесной речью.

При речевом развитии дошкольников с нарушениями слуха особенно важно учитывать такое явление, как языковая способность, позволяющая понять механизмы овладения речью и запрограммировать путь речевого развития от истоков до его зрелой стадии. Развитие языковой способности у детей с комплексными нарушениями – необходимое условие для развития всех видов речи, а также психики в целом.

Языковая способность развивается у ребенка в процессе деятельности, общения с окружающими на основе довербальных уровней общения и доречевых форм предметной деятельности.

К довербальным средствам общения относятся: вокализации, взгляды, улыбка, двигательные и экспрессивно-мимические средства коммуникации ребенка с окружающими взрослыми.

Интересно почитать: Орфоэпия в начальной школе

Речевые физкультминутки

Использование загадок на логопедических занятиях

Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

Особенности общения неговорящих детей

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Использование наглядного материала для логопеда

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста Анкета логопеда для родителей

Речевая карта обследования ребенка

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок