[sape_tizer]

Занятие для детей 2-го класса с нарушением письменной речи, обусловленным ФФН

нарушение письменной речи у детейЗанятие для детей 2-го класса с нарушением письменной речи, обусловленным ФФН

ЦЕЛИ

Образовательные:

зрительно-слуховая дифференциация звуков Б Д;

закрепление умения определять позицию заданного звука в слове;

обучение делению слов на слоги.

Коррекционно-развивающие:

формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза;

развитие восприятия (фонематического, пространственного, зрительного, тактильного);

становление графомоторных навыков;

совершенствование связной речи.

Воспитательные:

становление личностных качеств, контроль за собственной деятельностью;

обучение работе в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картонные элементы рукописных букв Б и Д для конструирования;

  • карточки из наждачной бумаги с буквами;
  • таблица с наложенными изображениями героев сказки «Золотой ключик» (Буратино, Мальвина, Дуремар, Артемон);
  • предметные картинки (неваляшка, стрекоза, бананы, стул, лодка, мука);
  • слоговая таблица;
  • карточки с заданиями на составление словосочетаний и с рукописным текстом;
  • кувшинки со словами;
  • тетради, цветные ручки, простые карандаши, линейки.

Предварительная работа:

  • выделение звуков [б], [д];
  • дифференциация букв Б и Д в слогах, словах;
  • составление предложений.

Организационный момент

(развитие внимания, создание положительного эмоционального настроя)

На доске закреплена таблица с наложенными изображениями Буратино, Дуремара, Мальвины, Артемона.

Логопед. Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, кто на них изображен?

Дети. Буратино, Дуремар, Мальвина и Артемон.

Логопед. Выберите героев, в именах которых есть звуки, различением которых мы занимались на прошлом занятии.

Дети. Буратино и Дуремар.

Логопед. Сложите из элементов буквы, соответствующие начальным звукам в словах «Буратино» и «Дуремар». Обведите указательным пальцем буквы на карточках из наждачной бумаги. Какие рисунки помогли вам запомнить различие этих букв?

Дети. У буквы Б «хвостик» направлен вверх, как у белки, а «хвостик» буквы Д — вниз, как у дятла.

Основная часть

(формирование навыка зрительного и языкового анализа и синтеза; становление графомоторных навыков)

Логопед. Как-то раз решила Мальвина украсить вазу узором. Но Буратино, макнув нос в белую краску, испортил рисунок. В результате некоторые элементы узора закрасились. Рассердилась Мальвина и прогнала Буратино. Давайте поможем девочке с голубыми волосами нарисовать новый узор.

Дети в тетрадях дописывают недостающие элементы букв в зависимости от расположения точек.

нарушение письменной речи у детейСоставление слов

Логопед. Осознал Буратино свой поступок и стал думать, как заслужить прощения. Думал, думал и вспомнил, что Мальвина любит цветы, но какие именно — забыл. Чтобы узнать название любимого цветка Мальвины, вам нужно составить слово из звуков и слогов.

На доске закрепляются предметные картинки с изображениями неваляшки, стрекозы, бананов, стула, лодки, муки.

Логопед:

  • выделите из первого слова первый слог и запишите в тетрадь;
  • из второго слова выделите последний слог;
  • из третьего слова — первый звук;
  • из четвертого — гласный звук;
  • в пятом слове — третий звук;

— в четвертом слове — второй слог.

Прочитайте, какое у вас слово получилось?

Дети (читают в тетрадях). Не-за-б-у-д-ка.

Упражнение «Собери букет»

(развитие пространственного восприятия и языкового анализа)

Логопед. Ребята, представьте себе, что вы вместе с Буратино оказались на волшебном лугу. Вам нужно собрать из слогов «букет» слов. Составленные слова надо записать в три столбика: в 1-й — со звуком и буквой Б, во 2-й — с Д, в 3-й — слова, в которых есть Б и Д.

На доске закрепляется слоговая таблица, рассматривая которую ученики составляют слова и записывают их в тетрадь.

  • 1-й столбик, 1-я строчка; 2-й столбик, 2-я строчка; 3-й столбик, 2-я строчка — РАДУГА.
  • 3-й столбик, 3-я строчка; 1-й столбик, 1-я строчка — ДЫРА.
  • 1-й столбик, 4-я строчка; 2-й столбик, 3-я строчка;
РА РО ЗА
ДА ДУ ГА
ТА БЕ ДЫ
ПО БО НЕ

1-й столбик, 2-я строчка — ПОБЕДА.

  • 2-й столбик, 4-я строчка; 2-й столбик, 1-я строчка; 1-й столбик, 2-я строчка — БОРОДА.
  • 3-й столбик, 1-я строчка; 2-й столбик, 4-я строчка; 1-й столбик, 3-я строчка — ЗАБОТА.
  • 3-й столбик, 4-я строчка; 2-й столбик, 4-я строчка — НЕБО.

В процессе выполнения упражнения уточняется правописание слов: победа, борода, забота.

Взрослый предлагает детям выполнить несложный комплекс упражнений для глаз.

Упражнение для глаз «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Поморгать глазами.

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Посмотреть влево-вправо.

Ах, как солнце высоко!

Посмотреть вверх.

Мы глаза сейчас закроем,

Закрыть глаза ладошками.

В классе радугу построим.

Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх влево.

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем.

А потом скатимся вниз.

Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись.

Зажмурить глаза, открыть и поморгать.

Игра «Кочки»

(работа с карточками)

Логопед. Ребята, посмотрите, Буратино так увлекся составлением «словесного букета», что не заметил, как забрел на болото. Тогда наш герой решил навестить Дуремара. Добраться до его домика можно, перепрыгивая через кочки.

Какие предметы и объекты встречались на пути у Буратино? Назовите их (см. схему).

нарушение письменной речи у детейПолучившиеся словосочетания дети записывают в тетрадь, выделяя ручкой с зеленой пастой буквы Б и Д.

Составление деформированного предложения

Логопед. Пока Буратино перепрыгивал через кочки, Дуремар пытался разгадать тайну Карабаса.

На столах разложены вырезанные из бумаги кувшинки, на которых написаны слова разной слоговой структуры.

Ребята, давайте поможем Дуремару разгадать тайну Карабаса! Слова состоят из 2-х, 3-х и 4-х слогов. Также в предложении имеется предлог. Надо выбрать подходящие кувшинки, составить предложение и записать его в тетрадь. ( «Сила Карабаса в бороде».)

Дети выполняют задание, а затем читают предложения, которые они составили.

Физкультминутка «Все ребята дружно встали» Все ребята дружно встали

Выпрямиться.

И на месте зашагали.

Ходьба на месте.

На носочках потянулись,

Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.

Руки за голову, прогнуться назад.

Как пружинки, мы присели

Присесть.

И тихонько разом сели.

Выпрямиться и сесть.

Работа над текстом

Логопед. Пришла пора возвращаться Буратино домой. Дорогой он сочинил стихотворение. Давайте его прочитаем. Но чтобы правильно прочитать эти строчки, вам надо в словах зачеркнуть ненужную букву Б или Д.

Дети выполняют задание и вслух, по цепочке, с использованием ритмизации каждого слова, читают получившийся текст. Первое предложение записывают в тетрадь.

Итог занятия

Логопед. Ребята, какие мы сегодня повторяли буквы?

Чем они отличаются?

Какие задания вам больше всего понравились?

Даются общая и индивидуальная оценки работы детей на занятии.

См. также интересные логопедические занятия: Конспект логопедического занятия старшая группа

Конспект занятия Путешествие в царство грамоты

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок