[sape_tizer]

Знакомство детей со звуками Л, Ль и Р и Рь

Знакомство детей со звуками Л, Ль и Р и Рь

Здравствуйте мои дорогие подписчики и просто гости нашего логопедического сайта! Около двух лет я ничего не публиковала. В нашей семье появился еще один прекрасный малыш.

логопедический сайт

Соответственно времени не хватало дойти до компьютера и поделиться с вами своими мыслями. ))) Сейчас у меня два прекрасных ребенка: доченька и сынок. Разница между детками небольшая – 1,5 года. Поначалу было немного тяжеловато. Зато сейчас они подросли и играют вместе. Поэтому я с новыми силами делюсь своими новыми идеями.

Все знают, что ребенок с хорошо развитой речью, умеющий четко и последовательно излагать свои мысли, аргументировать свои желания и просьбы, легко общается со сверстниками, лучше учится, быстрее адаптируется к новым условиям. Нечеткая речь накладывает негативный отпечаток на характер и психику ребенка, именно поэтому развитию речи дошкольника необходимо уделять особое внимание.

Прежде чем переходить к  комплексу упражнений для формирования правильного произношения звуков Л, Ль и Р и Рь ребенка необходимо познакомить с изучаемыми звуками.

Для произнесения звуков Л, Ль и Р и Рь необходима сложная работа различных частей языка. Родителям необходимо вместе с ребенком, сидя перед зеркалом, внимательно разобрать основные моменты правильной артикуляции данных звуков. Хорошей идей будет повесить зеркало в комнате, например, над столом, где он рисует.

Начать знакомство ребенка со звуками можно с рассказа о вымышленном сказочном герое: гномике Звукознайке, например, который умеет правильно произносить все звуки и поможет малышу познакомиться с изучаемыми звуками.

Пример диалога с малышом.

Звукознайкин хочет проверить, умеешь ли ты слышать эти звуки и правильно их произносить. Отгадай загадку:

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Произнеси четко слово-отгадку – лось, выделив первый звук. Скажи, твердый он или мягкий? Правильно, твердый.

Звук [л] ты слышишь и произносишь в словах: лопата, кукла, стол.

Ответь нашему гномику, в каком из этих слов звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.

Посмотри на картинку и подумай, в названии каких животных звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.

развитие речи ребенка дошкольника

А теперь давай вместе со Звукознайкиным немного полетаем на его волшебном самолете и узнаем, правильно ли ты произносишь твердый звук [л]. Разведи прямые руки в стороны, покачайся, делая наклоны, и на выдохе произнеси длинно твердый звук: л-л-л-л. Летит наш самолетик высоко за облаками, его не видно, только слышно, как он гудит низким тоном: л-л-л-л.

Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л]:

Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку.

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам.

Средняя часть спинки языка опускается.

Задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад.

Бока языка опускаются (язык принимает форму следа).

Воздушная струя проходит по бокам языка.

А теперь вторая загадка.

Ползёт наоборот,

Задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй.

Конечно, это рак. Произнеси четко слово-отгадку. Какой звук в нем первый? Как ты думаешь, звук [р] твердый или мягкий? Правильно, твердый.

Звук [р] ты слышишь и произносишь в словах: радуга, карась, сахар. Определи место звука [р] в этих словах.

Мы с тобой уже летали на самолетике Звукознайкина. Но у него есть еще один, но он большой самолет. Интересно, сможешь ли ты завести мотор большого самолета. Согни руки в локтях перед грудью и делай вращательные движения предплечьями пред собой. Заведи мотор большого самолета на выдохе, громко рокочи: р-р-р-р-р.

Давай проверим, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук [р].

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка.

Средняя часть языка – спинка – опускается.

Боковая края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

Дрожит ли у тебя кончик языка, когда ты произносишь звук [р]? Если дрожит – можешь смело заводить моторчик своего самолета.

Родителям на заметку! Если у вашего малыша при произнесении звука [р] дрожит не кончик, а корень языка, обратитесь к логопеду.

Давай поговорим о звуке о мягком звуке [Рь]. Отгадай-ка загадку.

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Ты, молодец! Конечно, это репка. Четко произнеси слово отгадку. Назови первый звук слова – [Рь]. Как ты думаешь, этот звук мягкий или твердый? Мягкий.

Ты слышишь и произносишь мягкий звук [Рь] в словах: речка, берёза, зверь.

Поиграй снова в самолетик. Даже если тебе не удалось завести большой самолет, вдруг у тебя получится полетать на маленьком. Заводи мотор. Руки согни в локтях перед грудью. Делай вращательные движения предплечьями перед собой, произноси на выдохе мягко: рь – рь – рь – рь. Мотор мягко заревел. Разведи прямые ручки в стороны, покачивайся, наклоняясь. Ух, ты слышишь, как гудит твой самолет.

Проверим, правильно ли у тебя работает язычок при произнесении мягкого звука рь.

Кончик языка поднимается вверх к бугорочкам и перемещается вперед к зубам.

Спинка языка поднимается к нёбу.

Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

Родителям на заметку! Иногда, при картавом произношении твердого звука [р], мягкий [рь] может произносится правильно.

Для звуков [л] и [р] важны также артикуляционные упражнения как «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Качели». Данные упражнения вы найдете в статье «Артикуляционная гимнастика для детей».

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на обновления

Введите свой email адрес:

Рубрики
Издательство «МИФ»
Хотите отдохнуть? Поиграйте в игру "Поймай кота"
Ваша задача расставить точки таким образом, чтобы кот не смог убежать.
У Вас не получилось ? - начните игру снова !
© 2017 Малышок